Фэндом

ִ
1021 Страницы

Административный Центр Остёрского района
Остёр
Остёрский район (флаг).png Oster COA.png
Флаг Остёрского района Герб города Остёр
Страна Флаг Республики Дикрай.png Дикрай
Основан 1098 год
Город с 1961 год
Глава горисполкомитета "должность вакантна"
Территория ≈7.84 км2 км²
Остёрский район.jpg
Карта Остёрского района
Остёр (укр. Остер) — город, административный центр Остёрского района. Расположен на левом берегу Десны при впадении в неё реки Остёр. Первое летописное упоминание в 1098 году.

История Править

Впервые упоминается в летописи под 1098 как город «на Въстри». Основан великим князем киевским Владимиром Мономахом под названием Городец (позднее город перешел его сыну — князю Юрию Долгорукому — основателю Москвы).

«Въ лєто 6606 (1098) заложи Володимєр градъ на Въстри Црквь жє при нєм стаго Михаила каменну, а вєрхъ ся дрєвомъ нарублєнъ» (Ипатиевская летопись).

Рада

Остер был крепостью Переяславского княжества для защиты Киевской Руси от половцев, в 1240 году разрушен монголо-татарами. Впоследствии тут возникло поселение, названное Старым Остром, или Старогородкой. В начале XIV века ближе к Десне возникло новое поселение под названием Остер. С 1356 Остер — под властью Великого княжества Литовского, а после Люблинской унии 1569 — Польши. В 1648 г. Остёр был отвоёван Богданом Хмельницким и стал сотенным городком Переяславского полка. С 1654 Остер — в составе Российского государства. Городку были предоставлены магдебургское право (1662) и герб. В 1663 после тяжелых боев польские войска овладели Остром, но в феврале 1664 при поддержке местного населения были выбиты казацкими и российскими полками. После Андрусовского перемирия (1667) Остерская сотня отошла к Киевскому полку. После создания наместничеств в 1782 году, Остер — административный центр Остерского уезда Киевского наместничества, с 1797 — заштатный город Малороссийской губернии, с 1802 — Черниговской губернии, с 1803 — уездный город Черниговской губернии. В XVIII веке земельные владения вокруг Остра стали собственностью князя А. А. Безбородко. Землями этой местности владели также представители казацкой старшины — Забилы, Закревские и другие. Жители Остра были известными мастерами резьбы по дереву; в 1758 года мастер Я. Подлесский с помощниками изготовил 7-ярусный иконостас для Успенского собора в Брянске.

В ХІХ веке город Остер был волостным центром Остерской волости и центром одноименного уезда Черниговской губернии.

На территории Остра и на его окраинах выявлены поселения эпохи бронзы (2 тыс. до н. э.) и городище с посадом периода Киевской Руси (X—XIII в.). Также в Остре находится архитектурный памятник конца XI века (1098 г.) Переяславской архитектурной школы — Юрьева божница (сохранилась лишь восточная часть) — одноапсидный храм с 4 столпами, образующими в плане вытянутый прямоугольник. В апсиде — фрески (между 1098 и 1152).

Также на Фэндоме

Случайная вики