ФЭНДОМ

ִ
1069 Страницы

Клыповщина
бел. Клыпаўшчына
скл. Klǐpaŭščǐna
Герб Клыповщины
Герб
Клыповщина (фото)
Клыповщина (деревня) на карте Скулии
Клыповщина выделена красным цветом
Информация
Другие названия город Клыповщина (2015—2018)
Государство Ы Скулия
Бановина Клыповщинская
Уезд Клыповщинский
Основано XVIII век
Деревня с 1900 года
Население 73 чел. (2017)
Площадь 0,0027 км²
Почтовый индекс 222710[1]
Телефонный код +375-17-16

Клыповщина (бел. Клыпаўшчына, скл. Klǐpaŭščǐna) — деревня, в Восточной Европе, с 12 апреля 2016 года — временная столица, непризнанной Демократической Республики Скулия. Население составляет 73 человека, преимущественно белорусы.

Согласно Конституции Скулии и позиции других государств, является административным центром Клыповщинского уезда одноимённой бановины, которая в свою очередь является частью Королевства Скулии.

История

Основана в XVIII веке, как деревня Минского воеводства, Минского повета в составе ВКЛ, владение Радзивиллов. После 2-го раздела Речи Посполитой в составе Российской империи. В 1800 году — 11 дворов, 44 жителя, владение Доминика Радзивилла.

С середины XIX века — принадлежала государству, находилась в составе Полоневицкой сельской громады. В 1870 году — 22 души мужского пола.

В начале XX века, в деревне насчитывалось 18 дворов со 112 жителями, сама деревня входила в Койдановскую волость Минского уезда Минской губернии. В 1914 году открыта начальная школа. С 20 августа 1924 года — в Макавчицком сельсовете, с 23 марта 1932 года — в Негорельском польском национальном сельсовете Койдановского (затем Дзержинского) района Минского округа. С 31 июля 1937 года по 4 февраля 1939 года в составе Заславского района. В 1926 году — 21 двор, 108 жителей, в начальной школе обучались 47 детей. В 1920-е—1930-е деревня находилась вблизи от государственной границей с Польшей и более известной станции Негорелое. В деревне и её окраинах сохранились ДОТы, т. н. «Линии Сталина»[2]. Во время коллективизации было создано коллективное хозяйство.

С 28 июня 1941 года по 7 июля 1944 года оккупирована немецко-фашистскими захватчиками. На фронте погибло 5 жителей деревни.

Несмотря на то, что деревня упоминается только в XVIII веке, в её окретсностях в 1983 году, были обнаружены и исследованы В.В. Шаблюком два селища, в пол-километре и полтора километрах северо-западнее Клыповщины, площадь обоих селищ — свыше 1 га. Были обнаружены обугленные камни, кости домашнего скота, рельефная кафля, гончарная посуда и стеклянные изделия. Селища датируются XVI—XVII веками.

По рассказам жителей деревни, деревню основал пан Дзякович, который приобрёл тут землю в конце XIX—начале XX века, где во время сталинских репрессий, конца 30-х было репрессировано около 70 жителей[3].

Наиболее хорошо сохранившийся ДОТ (долговременная огневая точка) расположен метрах в 150-и от трассы Минск—Брест и в 400 метрах от деревни Клыповщина; недалеко от моста через выезда из Дзержинска на шоссе. Если быть точным, то ровно за 2200 м до примыкания к шоссе М-1 выезда из Дзержинска, ближайшего к Бресту. Строился в 1930-е годы советскими военными инженерами[4].

В начале июля 1941 года немцы, оккупировавшие район схватили на улице Дзержинска 16 молодых парней-евреев, отвели их в березовую рощу около деревни Клыповщина и убили их в месте, находящемся сейчас возле железнодорожного полотна в направлении на Столбцы в 150 метрах направо на 793-м километре. Это было первое засвидетельствованное местными жителями массовое убийство евреев в районе[5][6].

Во время Великой Отечественной войны, по рассказам тех же жителей, здесь, партизанами, которые не могли пройти через деревню, где находились немецкие войска, местными коллаборационистами был выдан пароль, чтобы пройти через заставу, после чего партизаны перестреляли немцев[3].

Население

  • 1800 год — 44 жителя;
  • 1917 год — 112 жителей;
  • 1926 год — 108 жителей;
  • 1960 год — 214 жителей;
  • 1991 год — 110 жителей;
  • 1999 год — 75 жителей[7]
  • 2004 год — 38 жителей[7]
  • 2010 год — 77 жителей[7]
  • 2017 год — 73 жителей[7]

Расположение

Располагаеться примерно 35 километрах от Минска, и в 3 километрах от центра Дзержинского (Койдановского) района — Дзержинска (Койданово). Является остановочным пунктом на железнодорожной трассе Минск—Брест, между станцией Койданово и Негорелое.

География

Климат умеренный. Теплая зима и жаркое лето. Средняя температура января -5,5°C, а июля +19,5°C. Местность равнинная, местами холмистая. После сильного урагана в июле 2016 года, Клыповщина сильно пострадала и лишилась 1/3 произраставших на ее территории деревьев[8].

Инфраструктура

  • продуктовый магазин
  • ж/д переезд
  • пастбище
  • железнодорожная станция

Литература

  • Клыпаўшчына // Памяць: Гісторыка-дакументальная хроніка Дзяржынскага раёна / рэд. кал. Л. М. Драбовіч і інш.; рэд.-уклад. А.І. Валахановіч
  • Гарады і вёскі Беларусі //Т.8. Мінская вобласць. Кн.2 / рэд-кал.:Т.У. Бялова (дырэктар) [і інш.]; Выдавецтва «Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі», 2011 — 464 с.:іл.  (белор.)

Фотографии

Примечания

  1. Почтовые индексы населённых пунктов Дзержинского района Минской области Республики Беларусь
  2. Ротный район обороны «Г» Минского укрепрайона д. Клыповщина, д. Безодница (Дзержинский р-н, Минская обл.)
  3. 3,0 3,1 “У Клыпаўшчыне няма куды “клыпаць” — бо, замораная яшчэ Сталіным, кінутая зараз...”, Радио Свобода
  4. Оборонительное сооружение 1930-х гг., globus.tut.by
  5. «Памяць. Дзяржынскi раён». Гісторыка-дакументальныя хронікі гарадоў і раѐнаў Беларусі. / уклад.: А.I. Валахановiч; рэдкал.: Л. М. Драбовiч, Г. К. Кiсялёў i iнш. — Мiнск: БЕЛТА, 2004 ISBN 985-6302-64-1
  6. А. Волохонович. Халакост у Дзяржынскiм раёне
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Население, количество хозяйств в разрезе сельсоветов Дзержинского района Минской области
  8. Вчера, из-за сильного ливня, града, и ветра, на территории Королевства Скулия, были обнаружены сильные повреждения зданий и других сооружений. 14 июля 2016