Фэндом

ִ
1021 Страницы

История . Донской рубль — денежные знаки Ростовской-на-Дону конторы Государственного банка, выпускавшиеся в 1918—1920 годах.

После Октябрьского переворота в Донской области сложилось очень тяжёлое положение с наличностью. Подкреплений наличными деньгами из красного Петрограда в Донскую область, находящуюся под одновременным управлением донского атамана Каледина и местных Советов, не поступало. Вскоре в банках иссякли даже керенки. Начался настоящий денежный голод. Между тем, на счетах донских банков оставалось 300 миллионов рублей, которые лежали на вкладах мёртвым грузом! А чтобы понять, много это или мало, достаточно сказать, что в апреле 1918 г. скупочная цена золота была равна его же скупочной цене в 1961 году, т.е. рубль в апреле 1918 г. по золотому паритету примерно равнялся рублю 1961 года (разумеется, без учёта вызванной войной дороговизны на продукты питания).  

11/24 ноября 1917 г. в здании Ростовской Конторы Государственного Банка собралась образованная Съездом, созванным Донским Войсковым Правительством, СЕКЦИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ВОПРОСА О ВЫПУСКЕ ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ, под председательством Управляющего РКГБ Р. Э. Гульбина. Секция постановила выпустить в обращение денежные знаки от имени Ростовской Конторы Государственного Банка, которая была крупнейшим учреждением Госбанка в Северо-Кавказском регионе. Секция приняла проект словесного описания денежных знаков. Планы Секции по выпуску дензнаков поддержали представители не только Донской области, но и представители Кубанской и Терской областей, а также Управляющий Ставропольским Отделением Государственного Банка Киренский. Для печатания денежных знаков решено было создать Экспедицию по Изготовлению Денежных Бланков (ЭИДБ).  

26 ноября 1917 г. (с.с.) атаман Каледин попытался покончить с двоевластием в Ростове-на-Дону, разгромив силами ростовского гарнизона местный Совет рабочих и солдатских депутатов. Но уже 29 ноября красногвардейцы разогнали верных Каледину солдат и арестовали начальника ростовского гарнизона генерала Потоцкого. 2 декабря 1917 г. (с.с.) войскам атамана Каледина удалось полностью выбить большевиков из Ростова.  

29 декабря 1917 г. (с.с.) протокол Секции по разработке вопроса о выпуске денежных знаков был утверждён Донским Войсковым Правительством. В тот же день на службу в РКГБ поступил гравер-литограф лучшей ростовской литографии "А. М. Гордонъ съ Сыномъ" Матвей Петрович Давыдов, "командированный" вместе с другими сотрудниками той же литографии на работу в Экспедицию. Всего в первом составе Экспедиции было 46 человек, 27 из них работали раньше у Гордона (Б. Садовая, 24). Вместе с сотрудниками из литографии Гордона было заимствовано и необходимое оборудование - 4 литографских машины, 3 литографских станка и 1 краскотёрка. В дальнейшем производственные мощности Экспедиции постоянно увеличивались, дойдя к декабрю 1919 г. до 20 литографских печатных машин. Количество литографских машин увеличивалось главным образом за счёт реквизиции (принудительного выкупа) у владельцев частных литографий и типолитографий. Количество сотрудников Экспедиции также всё время увеличивалось и к декабрю 1919 г. возросло до 510 человек. Разместить Экспедицию решено было в здании РКГБ. Заведующим (Управляющим) Экспедиции с 1 января 1918 по январь 1920 года был Владимир Константинович Четырко. До вступления в эту должность он работал старшим контролёром РКГБ. При вступлении в должность Заведующего Экспедицией он был повышен из звания старшего контролёра в звание директора РКГБ. Литографским отделом Экспедиции, в котором непосредственно печатались денежные знаки, заведовал контролёр РКГБ А. Г. Кардиако.  18/31 декабря 1917 г. на имя Управляющего РКГБ Р. Э. Гульбина из Новочеркасска поступила телеграмма товарища (заместителя) Войскового атамана М. П. Богаевского с приказом срочно приступить к работам по выпуску денежных знаков. 2/15 января 1918 г. М. П. Богаевский распорядился в первую очередь приступить к выпуску 10-рублёвого денежного знака. 18 января 1918 г. (с.с.) Объединённым Войсковым Правительством (созданным 5/18 января и включившим в себя представителей казачьего и неказачьего населения Дона) был издан Указ № 68 о выпуске донских денежных знаков. 22 января 1918 г. (с.с.) Экспедиция начала изготовление первого денежного знака 10-рублёвого достоинства. 31 января из Новочеркасска поступила телеграмма нового "демократического атамана" А. М. Назарова о скорейшем выпуске донских дензнаков. Через некоторое время официальное название Экспедиции было изменено, и она стала называться Экспедицией по Изготовлению Денежных Знаков (ЭИДЗ). 

Настоящее время в 2016 году Казачестан пользуется копиями тех самых донских рублей в качестве разменного знака

Также на Фэндоме

Случайная вики