ФЭНДОМ

ִ
1045 Страницы

Двухпалатный парламент ('Бикамеризм[1], Бикамерализм или Двухпалатная система) — структура парламента (а иногда и других представительных органов), при которой он состоит из двух палат.

Палаты парламента различаются по составу, порядку формирования, кругу полномочий. Как правило, одна из палат является верхней, другая — нижней. Это означает, что законы сначала принимаются нижней палатой, а затем поступают на одобрение верхней. Верхняя палата обычно не имеет права вносить в закон изменения, её задача — принять либо отклонить его. На практике это приводит к тому, что политически более важной является нижняя палата, так как в ней происходит основное обсуждение каждого законопроекта. Кроме того, обычно именно перед нижней палатой отчитывается правительство страны. В то же время если у президента или главы правительства есть право распустить парламент, оно, как правило, распространяется лишь на нижнюю палату.

Смысл разделения парламента на две палаты может заключаться в:

  • необходимости обеспечить как пропорциональное представительство всего населения страны, так и равное представительство отдельных территорий независимо от их размера. Так, в федеративных государствах верхняя палата обычно представляет регионы и состоит из равного числа депутатов от каждого субъекта федерации;
  • обеспечении большего консерватизма в принятии законодательных решений. Как правило, верхняя палата формируется менее демократическим путём, чем нижняя: для её членов устанавливается более высокий возрастной ценз, она может избираться не напрямую населением, а, например, региональными органами власти, наконец, она может состоять из вовсе не избираемых гражданами лиц. В результате верхняя палата более склонна занимать позиции, близкие правительству страны, либо направленные на недопущение резких перемен.

Двухпалатные парламенты преобладают в странах Азии, Европы и Америки. Они существуют, в частности, в Узбекистане, Мексике, Бразилии, Аргентине, Канаде, США, России, Великобритании, Германии, Франции, Польше, Испании, большинстве бывших британских колоний.

История знает и многопалатные парламенты (Испания), и парламенты с двумя равноправными палатами (СССР, Швейцария, Румыния).

Примечания Править

Шаблон:Rq

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики