ФЭНДОМ

ִ
1076 Страницы

Государство - это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая особый правовой порядок на определенной территории.

Государство — совокупность политических институтов, главной целью которых является сохранение целостности общества.

Государство оперирует определёнными методами сохранения и поддержания государственной целостности, суверенитета, правопорядка, традиций внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между гражданами Государства, и вовлекает в свою деятельность всё население на собственной и других территориях, в соответствии с международными соглашениями Государства. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью устройства государства; а также традициями, сформировавшимися внутри государства, в исторической действительности.

В современных капиталистических государствах, его основными целями трактуются:

  • сохранение нормальных взаимоотношений между членами общества, заключающихся в обеспечении определённого уровня безопасности жизни и собственности людей, то есть безопасности их личной, научной, творческой и коммерческой деятельности;
  • реализация и сохранение общих для членов общества материальных и духовных целей и ценностей, таких как свобода, мораль, справедливость, медицина, образование, дороги, экология.

Термин обычно используется в правовом, политическом, а также социальном контекстах. В настоящее время вся сухопутная территория на планете Земля, за исключением Антарктиды и прилегающих к ней островов, разделена между примерно двумястами государствами.

По сравнению с общиной, которая является простым обществом, государство содержит в себе социальный класс (или классы), профессиональным занятием которого (или которых) является управление общими делами (при общинном устройстве, каждый общинник причастен к управлению таковыми)[1].

В русской культуре часто происходит смешение понятия «государство» с политической властью, которая управляет общими делами организованного общества (например: «в этом государстве…» и «государство настаивает на более интенсивном вмешательстве в экономику…»)[2].

Признаки государства Править

Кроме прочих, в качестве признаков можно рассматривать и иные политические, экономические и социальные аспекты.

Элементы формы государства Править

Форма государственного правления Править

Монархиягреч. единовластие):

Республика (лат. res publica, «дело народа»):

Смешанные формы правления:

Форма государственного устройства Править

Унитарное государство (фр. unitarism от лат. unitas — единство):

  • Централизованное;
  • Децентрализованное;
  • Сложное;
  • Простое;
  • Национальное.

Федерация (фр. federation, от Шаблон:Lang-latelat — объединение, союз):

  • Территориальная (административная);
  • Национальная;
  • Национально-территориальная;
  • Централизованная;
  • Симметричная;
  • Конституционная;
  • Договорная;
  • Дуалистическая;
  • Кооперативная.

Конфедерация (лат. confoederatio — союз, объединение):

Политический режим Править

Демократический:

Антидемократический:

Разница между государством и страной Править

Хотя понятия страна и государство часто используются как синонимичные, между ними имеется существенная разница.

Понятие государство обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. Термин страна также имеет менее официальную окраску. Похожее различие существует и в английском языке со словами country (которое ближе к понятию страна) и state (государство), хотя в определённом контексте они могут выступать как взаимозаменяемые.

Государства мира Править

В настоящее время (декабрь 2012 года) существует 195 государств, признанных абсолютным большинством (более 2/3) других государств. Из них в ООН входит 193 государства-члена.

Ватикан как суверенная территория Святого Престола имеет политическую систему, подобную государству, но государством в полном понимании данного термина не является. Он официально признан большинством государств как суверенная территория, но не является членом ООН. Постоянным наблюдателем в ООН является Святой Престол — уникальная суверенная персона (persona sui generis) в международном праве. Дипломатические отношения государств устанавливаются не с Ватиканом, а со Святым Престолом, и все иностранные дипломатические миссии аккредитованы при Государственном секретариате Святого Престола.

Палестина — часть бывшей одноимённой британской колонии, согласно резолюции Генеральной ассамблеи ООН № 181[3] в 1947 году должна была получить независимость, однако после первой арабо-израильской войны была аннексирована Трансиорданией и Египтом, а с 1967 года оккупирована Израилем. 29 ноября 2012 г. официально признана ООН государством-наблюдателем. Однако ряд членов ООН, в том числе СБ ООН не признаёт суверенитет и продолжает считать её частью Израиля.

Статус и категория некоторых территорий и образований не могут быть однозначно идентифицированы. Также Евросоюз и Союзное государство России и Белоруссии имеют признаки государства и конфедерации, однако в международном праве не рассматриваются как государство или субъект международного права.

Государства, имеющие крайне малую территорию или численность населения, именуют карликовыми государствами (странами). Сильные независимые государства, обладающие значительным превосходством над другими государствами, а также (в современном мире) постоянных членов Совета Безопасности ООН именуют великими державами. Великие державы, обладающее подавляющим превосходством над другими государствами, именуют сверхдержавами. Государства, обладающие ядерным оружием, именуют ядерными державами (членами «ядерного клуба»). Государства, обладающие независимой возможностью осуществления орбитальных космических полётов (вывода спутников собственными ракета-носителями) именуют космическими державами (членами «космического клуба») (в том числе государства, обладающие независимой возможностью осуществления пилотируемых космических полётов иногда именуют космическими сверхдержавами). Виртуальные государства - это любые образования, которые заявляют о своей государственности, но не являются государствами, а лишь имитируют те или иные их черты. Виртуальные государства не принимаются всерьёз странами, на территории которых они провозглашены, и не признаются мировым сообществом.

ПримечанияПравить

СсылкиПравить

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики