ФЭНДОМ

ִ
1165 Страницы

Виртуальное государство (сокр. ВГ; от Шаблон:Lang-en[1]) — общее наименование для любых образований, которые заявляют о своей государственности, но не являются государствами, а лишь имитируют те или иные их черты. Виртуальные государства не принимаются всерьёз странами, на территории которых они провозглашены, и не признаются мировым сообществом[2][3][4]. Некоторые из них могут называться кибергосударствами либо фэнтезийными государствами, а также виртуальными нациями, с использованием аббревиатур MN или µM[5].

Согласно теории государственности, государство, как субъект международного права, должно соответствовать следующим критериям:

  1. иметь постоянное население
  2. определённую территорию
  3. правительство
  4. способность вступать в международные отношения

Виртуальное государство имитирует, как правило, лишь некоторые из этих критериев, обладая, например, населением в 4 человека или несуверенной территорией размером с дачный участок или маленький остров. Такими примерами могут служить отделение от Эстонии двух хуторов и воссоздание на их территории «советской власти»[6] или провозглашение независимой республики Малу-Венту на маленьком острове Маль-ди-Вентре около Сардинии[7]. Наиболее известным примером на протяжении десятилетий является Силенд. Многие виртуальные государства вообще не обладают территорией и располагаются в Интернете или в воображении своих основателей[4][8]. Некоторые виртуальные государства заявляют о принадлежности им тех или иных территорий, однако при этом не имеют над ними реального контроля[9].

Виртуальные государства могут и обычно стремятся воспроизводить формальные государственные атрибуты — флаги и гербы, денежные знаки, монеты, почтовые марки, паспорта, знаки отличия, они могут участвовать в международных форумах, печатать книги, выпускать периодические издания, проводить спортивные мероприятия и т. п.Шаблон:Нет АИ

Первые виртуальные государства появились в конце XIX века. В 1990-х годах, с развитием Интернета и коммуникаций, идея создания подобных образований получила новое развитие[3].

По указанному определению не относятся к государствам Ватикан или Мальтийский орден, в некоторых источниках они определяются как государствоподобные образования (квазигосударства)Шаблон:Нет АИ. Тем не менее, эти образования получили признание как субъекты международного права.

Правительство

Согласно одному из определений, государство — это политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти[10]. Виртуальные государства стремятся быть во всем похожими на настоящие. Формы политического устройства в виртуальных государствах разнообразны, это республики, монархии и даже джамахирии. В каждом более или менее развитом виртуальном государстве есть глава (обычно главой государства является его основатель), какая-либо форма парламента и судШаблон:Нет АИ. Структура управления может быть очень разнообразной. В большинстве своем, виртуальные государства — монархии, абсолютные или конституционные, они управляются одним человеком, часто идеологом создания данного проекта. Однако, есть и исключения — например, Республика Лакота или Свободный город Христиания.

Структура законодательных норм в виртуальных государствах обычно схожа. Основным, стартовым документом является Декларация независимости. Её подписание является своего рода началом истории новой страны. Затем обычно формируется конституция, определяющая основы политического строя. В виртуальных государствах, как и в реальных, действует множество кодексов — уголовный, гражданский, а также большое многообразие законовШаблон:Нет АИ. Большинство их нелегальны.

Виртуальные государства Антарктиды

Первым на территории Антарктиды появилось государство Вестарктика (Шаблон:Lang-en, первоначальное название — Ахейская территория Антарктиды)[11]. Её основатель Трэвис МакГенри в 2001 году выдвинул территориальные претензии на землю Мэри Бэрд (является единственной нейтральной территорией в Антарктиде, на которую официально не претендует ни одно из признанных государств). Пример оказался заразительным, и впоследствии в Антарктиде появилось ещё несколько микрогосударств (см. список в конце раздела).

В 2008 году был создан Антарктический союз микрогосударств (Шаблон:Lang-es или GAMA)[11]. Его учредителями были микрогосударства Фининсмунд, Мэри-Стейт и Великое герцогство Фландренсис. Новые страны могут вступить в GAMA, но в течение первых 3 месяцев не имеют право выдвигать территориальные претензии. В случае самоликвидации владения стран переходят в общую собственность GAMA. Под самоликвидацией понимается отсутствие ответов на служебные письма в течение определенного времени. Между государствами-членами Союза существуют нерешенные территориальные разногласия.

Почти все микрогосударства находятся на Земле Мэри Бэрд, Земле Королевы Мод и Антарктическом полуострове.

В 2009 году разразилась Родезийская война микрогосударств между Королевством Фининсмунд и Республикой Родезией (первая и пока единственная война в Антарктиде)[11]. Родезия предложила Фининсмунду договор, по которому все земли Фининсмунда отходили Родезии. Фининсмунд по невнимательности договор подписал, но потом отказался его выполнять[11]. В ответ Родезия предприняла несколько хакерских атак на сайт Фининсмунда. По итогам войны и в результате дипломатических усилий других микрогосударств Фининсмунд удовлетворил претензии Родезии и затем прекратил свое существование[11].

Файл:AMU claims new.jpg

Список микрогосударств Антарктиды:

  • Вестарктика (образована в 2001 году, является старейшим государством в Антарктиде, претендует на землю Мэри Бэрд)
  • Королевство Фининсмунд (образовано в 2008 году, претендовало на юг земли Королевы Мод и восток земли Мэри Бэрд). Прекратило свое существование в 2009 году, все земли отошли Республике Родезия.
  • Республика Южная Георгия (образована в 2010 году жителями одноименного острова; единственное микрогосударство, имеющее реальное присутствие в Антарктическом регионе).
  • Республика Мэри (образована в 2008 году, претендует на запад земли Мэри Бэрд).
  • Великое герцогство Фландренсис (образовано в 2008 году, претендует на некоторые острова у берегов Антарктиды).
  • Keep Watch (образовано в 2006 году).
  • Федеративные штаты Антарктиды (претендует на всю Антарктиду и часть Южного океана, состоит из 7 штатов и федерального округа; антарктические оазисы, свободные ото льда, рассматривает как свои анклавы).
  • Федерация Западной Антарктики.
  • Антарктическое сообщество Ландашир (второе по старшинству микрогосударство континента, основано в 2001 г. сразу после появления Вестарктики; объединение нескольких малоизвестных государств Антарктиды).
  • Герцогство Аркель (вассал Великого герцогства Фландренсис).
  • Сообщество Азусан (объединение 3 государств).
  • Федеративная Республика Антарктида (одно из самых молодых микрогосударств, основано в 2013 году, претендует на весь материк[12])
  • Антарктическая Империя (самое молодое микрогосударство Антарктиды, основано в 2014 году, претендует тоже на весь материк)

Помимо чисто антарктических государств, на Антарктиду претендуют некоторые микрогосударства, основная территория которых расположена вне Антарктиды (например Доминион Мельхиседека и Американская Советская Республика)[11]

Ни одно из виртуальных и микрогосударств не признано мировым сообществом.

Экономика

Файл:Sealandstamps.jpg

Экономика виртуальных государств довольно простая. Подавляющее число таких новообразований занимается выпуском почтовых марок, денежных знаков, коллекционных монет и прочих сувениров. Но многие из таких стран пошли дальше: они размещают у себя виртуальные серверы и продают хостинг, занимаются скупкой и перепродажей акций крупных мировых компанийШаблон:Нет АИ. Некоторые виртуальные государства создают на своей территории офшорные банки и компании для отмывания денег и легализации бизнесаШаблон:Нет АИ.

См. также

Примечания

  1. Rights of passage: the passport in … — Google Книги
  2. John Ryan, George Dunford, Simon Sellars Micronations. — Lonely Planet, 2006. — P. 6. — 156 p. — ISBN 1-74104-730-7
  3. 3,0 3,1 Сам себе король, сам себе страна, Павел Овчинников, «ZONAKZ», 29 апреля 2009 г.
  4. 4,0 4,1 Идеальный офшор, Дмитрий Разахацкий, «Компьютерра», 13 апреля 2005 года
  5. mn-welt.de — Was sind Mikronationen? (Abschnitt 1 — Der Begriff)Шаблон:Ref-de
  6. 1
  7. 2
  8. Micronations. p. 5.
  9. Двойное гражданство, Баян Ширянов, «Белгазета», 05.02.2007
  10. Большая советская энциклопедия: Государство
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 Родезийская война в Антарктиде, «Частный Корреспондент», 28 августа 2010 года.
  12. Федеративная Республика Антарктида