ФЭНДОМ

ִ
1076 Страницы

Банкно́табанкно́т (от англ. bank — банк и англ. note — расписка) — денежный знак, изготовленный из бумаги, хлопка или пластика, ранее — также из плотной ткани (обычно шёлка) или металла, обычно прямоугольной формы.

Банкноты национальных валют выпускаются, как правило, центральными банками и де-юре обязательны к приёму на всей территории страны наравне с монетами (в некоторых странах монеты не выпускаются).

Самыми древними банкнотами являются китайские (династии Тан), датируемые VIII веком.

В СССР, начиная с 1924 года и до 1991 года, бумажные денежные знаки достоинством менее 10 рублей, — одного червонца, — выпускались казначейством и именовались Государственными казначейскими билетами, от 10 рублей и выше — Госбанком и именовались Билетами Государственного банка СССР. Купюры образца 1991 года стали именоваться Билетами Государственного банка СССР независимо от достоинства.

Подделка и защита от нее Править

Хотя слово «фальшивомонетчик» родилось задолго до появления банкнот, его используют и для обозначения специалистов по подделке банкнот. В отличие от монет, стоимость которых в настоящее время невелика, а подделка сопряжена с большими сложностями, номинал банкнот гораздо больше. Подделка банкнот незаконна и осуществляется как частными лицами в корыстных интересах, так и целыми государствами с целью подрыва экономики враждебной страны или улучшения положения в своей собственной.

Необычные банкноты мира Править

Самая древняя известная банкнота мира Править

  • Китай: частная — VIII век; государственная — 812 год н. э.

Самая крупная по номиналу банкнота мира Править

Миллиард триллионов (то есть 1021) пенгё 1946 в конце гиперинфляции. Самая большая по номиналу банкнота в мире

Денежная единица Венгрии пенгё в 1945—1946 годах «прославилась» самым высоким уровнем инфляции за всю историю денежного обращения в мире.

В июле 1946 года была введена производная единица адопенгё, равна двум триллионам пенгё.

В том же месяце была выпущена купюра номиналом в 1 миллиард триллион (то есть 1021) пенгё — самая большая по номиналу банкнота в мире. Для сравнения, диаметр всей нашей Вселенной по научным оценкам — 14,76·1023 км.

Самые крупные по покупательной способности официально действующие банкноты Править

10 000 долларов США 1882

10 000 долларов США

  • 10 000 долларов США. Банкноты выпускались в США с 1880-х годов. Последний выпуск был в 1944 году (серия 1934 года). Первоначально эти банкноты имели покупательную способность в десятки раз выше, но за сотню лет из-за инфляции и отказа от золотого стандарта они многократно обесценились.
    Количество этих банкнот отслеживает ФРС. При попадании в банковскую систему они подлежат изъятию из оборота. В настоящий момент из всех выпущенных банкнот номиналом 10 тысяч долларов не изъяты из обращения только 130 штук, включая и погибшие банкноты. Поэтому их стоимость в современных каталогах обычно вообще не указывается.
  • 500 000 (пятьсот тысяч) тайских батов. Выпущена 26 мая 2000 года Банком Таиланда ограниченным тиражом в 1998 экземпляров в честь золотой свадьбы короля Пхумипона Адульядета и королевы Сирикит и их коронации. По состоянию на август 2014 года по рыночному курсу номинальная стоимость банкноты составляла 15 560 долларов США. Каталожная цена — 25 000 долларов США.
  • Из банкнот, реально находящихся в обращении, наибольшей покупательной способностью обладают 10 000 брунейских и сингапурских долларов, которые были эквивалентны, по состоянию на август 2014 года, примерно 8000 долларам США.

Самая крупная по покупательной способности банкнота для внутренних расчётов Править

100 000 долларов США

  • 1 миллион фунтов стерлингов (выведены из оборота). Для расчётов внутри Банка Англии. Известны 2 шт. Аукционная стоимость на 2008 год 78 тысяч фунтов стерлингов.
  • Сто тысяч долларов США. Действующая только для расчётов между Казначейством США, ФРС и банками. В обороте никогда не находилась. Коллекционерам не продаётся.

Самая крупная по размеру действующая банкнота Править

Тройная памятная банкнота Таиланда, выпущенная в обращение в 2007 году, представляет собой три банкноты номиналами в 1, 5 и 10 батов, объединённые в один платёжный лист размером 147 × 228 мм.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики